Определение денег

Деньги (Money) – это совокупность активов, используемых при совершении сделок.

Многие экономисты не проводили различий между номинальными и реальными деньгами, между количеством денег и уровнем цен, но еще в XVIII веке Д. Юм и Дж. Вандерлинт заложили основы количественной теории денег, согласно которой ценность денег обратно пропорциональна их количеству. В XIX веке ее развил Д. Рикардо, а в XX веке - И. Фишер.

В 50-х годах эти идеи получили развитие в трудах монетаристов М. Фридмена, Дж. Стиглера, Ф. Найта и др. В отличие от этой школы, кейнсианцы последовательно отстаивают концепцию независимости уровня цен от количества денег, а деньги рассматривают как инструмент, способный стимулировать экономический рост.

Последний представитель классической школы Дж.С.Милль сравнивал деньги с машиной, значимость которой проявляется лишь тогда, когда она ломается.

Продолжая это сравнение, М. Фридмен пишет, что это в высшей степени эффективный механизм, "без которого не удалось бы достичь таких удивительных успехов в росте производства, а также уровня жизни, которые имели место быть за последние два столетия", а Дж.М.Кейнс писал, что "нет более действенного способа ниспровержения основ существующего устройства, нежели подрыв денежной системы".

Основные виды денег

Различают наличные (монеты, банкноты) и безналичные деньги (деньги на текущих счетах физических и юридических лиц в банках). К деньгам (активам) относятся не только банкноты и монеты, но и депозиты (банковские вклады), банковские сертификаты, государственные облигации и т.д.

Агрегаты денежной массы

Весь объем выпущенных денежных знаков в стране, находящихся на руках населения, у предприятий, банков, организаций в наличной и безналичной формах, есть денежная масса. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: МО, M1, M2, МЗ. Если деньги - это ликвидные активы, в отличие от таких активов, как жилые дома, промышленные здания, оборудование, то агрегаты различаются по степени ликвидности.

Агрегат МО1 - наличные деньги вне банковской системы: деньги на руках у населения и остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций.

Агрегат M1 - агрегат МО плюс депозиты до востребования (чековые) населения, предприятий и организаций в коммерческих банках в национальной валюте; средства в расчетах и остатки средств на расчетных счетах юридических лиц и граждан.

Агрегат М2 - агрегат M1 плюс срочные и сберегательные депозиты населения в коммерческих банках.

Агрегат МЗ - агрегат М2 плюс депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.

Официальные органы чаще рассчитывают и публикуют сведения об агрегатах МО и М2.

Для характеристики состояния денежной системы используются показатели: удельный вес агрегата МО в М2, снижение которого свидетельствует о замедлении темпов инфляции; уровень монетизации экономики, характеризующийся отношением агрегата М2 к объему ВВП.

Определение функции денег 

Деньги выполняют три основные функции: средства обращения, опосредуя движение товаров от производителя к потребителю; меры ценности, с помощью которой измеряется ценность (стоимость) товара в данных денежных единицах (рубль, доллар, теньге, иена, динар, юань, песо, бат, бир, вон,...); средства накопления, когда деньги сберегаются, накапливаются ради тех или иных целей.

1 Агрегат "МО" на Западе известен как агрегат "С". В США выделяют также наиболее широкий агрегат "L". Электронные деньги (дебетовые, кредитные карточки) есть разновидность чековых депозитов (агрегат M1).

Похожие статьи

Движение кривой спроса на деньги (Shifts in the money demand curve) – это движение кривой спроса на деньги под воздействием причин, не связанных с изменением ставки процента, а связанных, например, с изменением уровня номинального национального дохода.

Предположим, что номинальный национальный доход возрос в два раза, либо в результате только лишь роста цен, либо только лишь роста реального национального дохода, либо того и другого вместе, с 600 млрд. ден. ед. до 1200 млрд. ден. ед. Рост дохода тесно связан со спросом на деньги. На графике это выразится в движении кривой спроса вверх и вправо в положение MD2. Таблица и график демонстрируют, как изменится спрос на деньги в зависимости от роста дохода по отношению к меняющейся ставке процента по денежным активам таким как краткосрочные казначейские векселя.

29 октября
IS-LM анализ (IS-LM analysis) – это макроэкономический анализ который с помощью кривой IS позволяет сопоставить ситуацию на рынке предложения денег с ситуацией на рынке товаров и услуг. Каждая точка на кривой IS показывает сочетание реального национального продукта и ставки процента с планируемыми инвестициями, которые в свою очередь равны планируемым сбережениям. Каждая точка на кривой LM показывает сочетание реального национального продукта совместно с предложением на деньги, равного спросу на деньги и ставки процента.
24 октября
Целевое ценообразование (Target pricing) – это метод установки цен, при котором главная задача состоит в получении желаемого уровня дохода на вложенный капитал.
24 октября

Процент наценки (Markup percentage) – это сумма, на которую цена превышает издержки, выраженная в процентном отношении либо через издержки, либо через продажную цену.

Например, если розничный продавец купил у оптового торговца товар по цене 10 ден. ед., а продал по цене 15 ден. ед., то процент наценки составит по отношению к издержкам 50%, а по отношению к продажной цене — 33 1/3 %.

23 октября