Антиинфляционные меры

Антиинфляционные меры (Anti-inflationary measures) – это совокупность мероприятий, проводимых правительством, направленных на обуздание темпов инфляции.

Меры антиинфляционной политики

Антиинфляционные меры, которые выступают в двух основных формах:

  1. тактической, 
  2. стратегической.

Тактические меры направлены на устранение следствий инфляции (рост уровня цен). Они предполагают либо увеличение совокупного предложения, либо сокращение совокупного спроса, либо то и другое одновременно. Тактические антиинфляционные меры не могут излечить экономику от инфляции, но приносят краткосрочное приостановление роста цен.

Стратегические меры направлены на устранение причин инфляции.

Эти меры требуют длительного времени для достижения поставленной цели. Такая политика получила название антиинфляционной. Она может включать в себя такие меры, как снижение налогов на производителей, стимулирование инвестиций и т.д. с целью активизации предложения.

Для сокращения избыточного спроса государство может ограничить свои расходы и увеличить налоги. Монетаристы в целях борьбы с инфляцией предлагают активно использовать такие инструменты, как изменение денежной массы и процентной ставки.

Если рост цен сменяется их снижением, то имеет место дефляция. Замедление темпов роста цен есть дезинфляция. В 70-х годах замедление темпов экономического роста и рост безработицы сопровождались ростом цен. Такое явление получило название стагфляции. Стагфляция может быть спровоцирована как проведением мягкой денежно-кредитной политики (шоки со стороны спроса), так и негативными шоками со стороны предложения.

Сегодня государство вынуждено вести борьбу на два фронта:

  1. инфляцией,
  2. безработицей.

При этом активная борьба с безработицей путем искусственного стимулирования совокупного спроса, наращивания государственных расходов сокращает безработицу, но эти же действия активизируют инфляцию. Жесткая антиинфляционная политика вызывает рост безработицы. Инфляция и безработица - это не только экономические, но политические проблемы, так как их обуздание есть мерило правильности проводимой экономической политики правительства. Одним из способов оценки успешности экономической политики правительства является "индекс нищеты", который рассчитывается как сумма уровней инфляции и безработицы.

Похожие статьи
Антиинфляционная политика предложения (Supply-side anti-inflation policy) – это макроэкономическая политика, которая направлена на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения уровня инфляции через относительное сокращение совокупного спроса.
25 октября

Акселерационистская модель инфляции (Accelerationist model of inflation) – это теория, рассматривающая влияние движения уровня инфляции на реальный национальный продукт и безработицу.

В отличие от модели совокупного спроса и предложения акселерационистская модель рассматривает не только само изменение общего уровня цен, но и скорость данного изменения. Основополагающим в модели является предположение, что экономика ведет себя не одинаково в периоды, когда инфляция ускоряется или замедляется и тогда, когда рост цен стабильный.

25 октября
Разведывательная система маркетинга (Marketing intelligence system) – это одна из четырех главных частей маркетинговой информационной системы, которая представляет из себя мероприятия по сбору разной информации о покупателях и конкурентах, а также их действиях на рынках, где ведет свое действие выбранное предприятие.
23 октября

Законодательные ограничения на ценообразование (Legal restraints on pricing) – это ограничение на некоторые виды ценообразования, которые содержатся в правительственных решениях и постановлениях.

В США существующие антитрестовские законы запрещают некоторые виды ценообразования, другие ограничения связаны с международными соглашениями, например, такими как ГАТТ.

20 октября