Эффект акселератора

Акселератор (Accelerator) — это коэффициент, показывающий, насколько увеличиваются инвестиции при росте дохода.

Автономные инвестиции вызывают, с ростом дохода, стимулированные инвестиции (производные инвестиции), зависящие от динамики дохода. Это получило название эффекта акселератора (ускорителя). Но "колесо" ускорителя может повернуться и в другую сторону. Сокращение дохода будет уменьшать и производные инвестиции, а это будет вести к стагнации экономики.

Концепцию акселератора сформулировал впервые французский экономист А. Афтальон в 1919 году. В дальнейшем она была развита Дж. Кларком, Я. Тинбергеном, С. Кузнецом, П. Самуэльсоном.

Формула акселератора

Формула акселератора в упрощенном виде может быть представлена как отношение инвестиций данного года к приросту дохода прошлого года.

a=It/Vt-Vt-1

где а - коэффициент акселерации.

Из данной формулы следует, что инвестиции периода t есть смещенная реакция на изменение дохода в предыдущий период:

It=a*(Vt-Vt-1)

Возрастание дохода, при прочих равных условиях, вызовет в последующем периоде более масштабный прирост инвестиций, а сокращение дохода вызовет кратное сокращение инвестиций. Эффект акселератора тесно связан с эффектом мультипликатора. Вместе они образуют мультипликационно-акселерационный механизм.

Открытие этих принципов позволило понять механизм экономического роста и его колебаний.

Достаточно регулярные автономные инвестиции вызовут длительный устойчивый рост экономики, если склонность к сбережению, акселератор, коэффициент производительности капитала не изменяются.

Если же автономные инвестиции не "подпитывают" регулярно экономический рост, предельная склонность к потреблению возрастает, а предельная передняя склонность к сбережению падает. Уменьшение инвестиций вызовет падение дохода.

Это приведет к дальнейшему уменьшению сбережений и инвестиций - рост сменится падением экономики. Так будет происходить до тех пор, пока автономные инвестиции не дадут толчка для роста экономики. Таким образом, мультипликационно-акселерационный механизм можно представить как спираль, которая то развертывается, то свертывается, вызывая циклические колебания экономики.

Похожие статьи

Автономное потребление (Autonomous consumption) – это часть реальных потребительских расходов не зависящая от уровня реального дохода.

На представленном графике функции потребления отражено автономное потребление, представленное вертикальной линией, которая отложена по оси потребительских расходов на нулевом уровне наличного дохода.

24 октября
IS-LM анализ (IS-LM analysis) – это макроэкономический анализ который с помощью кривой IS позволяет сопоставить ситуацию на рынке предложения денег с ситуацией на рынке товаров и услуг. Каждая точка на кривой IS показывает сочетание реального национального продукта и ставки процента с планируемыми инвестициями, которые в свою очередь равны планируемым сбережениям. Каждая точка на кривой LM показывает сочетание реального национального продукта совместно с предложением на деньги, равного спросу на деньги и ставки процента.
24 октября

Потребительские товары (Consumer goods) – это товары, покупаемые для непосредственного удовлетворения потребностей покупателя.

Официальная статистика обычно классифицирует их на:

  • товары длительного пользования;
  • товары кратковременного пользования;
  • услуги.
23 октября

Макромаркетинг (Macromarketing) – это процесс, с помощью которого производственный потенциал экономики используется для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Макромаркетинг охватывает также, как и микромаркетинг, не только частные фирмы, производящие товары и услуги для извлечения прибыли, но и государственные учреждения и некоммерческие организации. Налоги, например, перераспределяют часть экономического богатства из частного сектора в сектор, удовлетворяющий общественные потребности.

21 октября