Равновесие на рынке труда

Равновесие на рынке труда (equilibrium in labor market) — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.

Рассмотрим данную ситуацию на графике.

Равновесие на рынке труда

На графике по вертикальной оси откладывается уровень ставки заработной платы (W), а по горизонтальной — количество предложения труда (L). Как на товарном, так и на рынке труда присутствуют спрос (DL) и предложение труда (SL). Точка пересечения кривых спроса и предложения труда (точка E) соответсвует уровню ставки заработной платы WE и количеству предложения труда LE.

В данной точке спрос на труд равен предложению труда. Это означает, что все работодатели, которые готовы платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое им количество работников и их спрос на труд, таким образом, удовлетворен полностью. Также в данной точке все наемные работники трудоустроены и согласны работать при ставке заработной платы WE. Именно в точке E наступает равновесие на рынке труда и достигается полная занятость.

Нарушение равновесия на рынке труда

Положение, определяемое точкой E на графике, практически не встречается, всегда существует отклонение от точки равновесия. При увеличении ставки заработной платы до уровня W2, предложение труда (0 — L4) на рынке будет превышать спрос на труд (0 — L1). В данном случае количество желающих найти работу и продать свои услуги труда при заработной плате W2 будет чрезмерно высокое, вследствии чего возникнет дефицит рабочих мест из-за отсутствия желания работодателя нанимать работников при такой высокой ставке заработной платы. Данная ситуация называется избытком предложения труда.

В случае, когда заработная плата снижается до уровня W1, спрос на труд (0 — L3) будет превышать предложение труда (0 — L2). Т.е. работодатели будут готовы нанимать большое количество работников при ставке заработной платы (W1), а те в свою очередь не будут согласны работать на низкооплачиваемой работе. Данная ситуация называется избытком спроса на труд.

Таким образом, вследствии превышения предложения труда над спросом, когда ставка заработной платы превышает равновесную, возникает безработица. Работодатели будут готовы нанять новых работников, но только в случае снижения ставки заработной платы.
Когда же спрос превышает предложение труда вследствии снижения заработной платы ниже равновесной, работодатели готовы повысить заработную плату для заполнения рабочих мест.
В обеих случаях равновесие на рынке труда восстанавливается и достигается условие полной занятости.

Похожие статьи

Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

19 ноября

Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.

Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.

Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.

19 ноября

Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Отличительные черты монополистической конкуренции

Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.

19 ноября

Финансовый рынок (Financial market) – это сеть институтов, являющихся каналами для потока денежных средств от сберегателей (кредиторов) к заемщикам.

При этом возможно прямое финансирование, когда сберегатели непосредственно финансируют заемщиков путем покупки акций, облигаций, и косвенное финансирование, когда сбережения собираются посредниками и предоставляются заемщикам. Финансовые посредники подразделяются на три основные группы: банковские (коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и др.); страховые (страховые компании и пенсионные фонды); инвестиционные фонды, выпускающие собственные акции и инвестирующие привлеченные таким образом средства в акции и облигации других компаний.

09 ноября