Сегодня в экономике существует достаточное количество организационных форм бизнеса. Все эти организации, с правовой точки зрения, выступают как юридические лица, которые подразделяются на 2 группы: коммерческие и некоммерческие. Зависит это подразделение от того, стремятся ли они к извлечению прибыли в своей деятельности.
В данной статье будут рассмотрены основные формы бизнеса, к которым относятся индивидуальные владения, корпорации и партнерства, а также их преимущества и недостатки с точки зрения появления и устойчивости на рынке.
Индивидуальное владение представляет собой фирму, которая находится в собственности лишь одного лица (предпринимателя). Владелец подобной фирмы единолично распоряжается всей прибылью, полученной от хозяйственной деятельности, но и единолично несет ответственность по всем имеющимся обязательствам своей фирмы.
Данная форма организации фирмы с огромным отрывом лидирует в странах с развитой рыночной системой. Например, в США их доля составляет около 74% от общего числа зарегистрированных фирм, или около 13 млн. Их вклад в валовую выручку (совокупный годовой оборот) намного скромнее – 7%, а средняя величина годового дохода на одну фирму – 42000 долл. в год.
Характерная черта индивидуального владения в том, что весь пучок прав собственности находится в руках владельца фирмы. Как правило, оно более иерархично, чем другие организационные формы, т.к. команды исходят лишь от одного лица, связывая тем самым воедино принятие решений, оценку данных решений механизмом рынка и полученный экономический результат.
Можно сделать вывод, что величина трансакционных издержек в рамках индивидуального владения, которые связаны с принятием экономического решения, ниже, чем в более крупных и сложных организационных структурах бизнеса.
Данный признак является существенным преимуществом индивидуального владения.
Но существуют и другие преимущества:
Но наряду с плюсами, индивидуальное владение имеет также ряд недостатков, к которым можно отнести:
В данном случае, под диверсификацией подразумевается рост количества рынков, где осуществляет свою деятельность фирма. Диверсификация решает проблему зависимости бизнеса от конъюнктуры единственного рынка, так как неблагоприятная ситуация в действующей отрасли не окажет угрозы разорения для фирмы. Например, диверсифицируя свою деятельность известная японская компания «Sony», являющаяся одним из лидеров на рынке электроники, приобрела американскую кинокомпанию «Columbia Pictures».
Подобная политика в рамках индивидуального владения весьма ограничена;
Партнерство является еще одной распространенной формой организации бизнеса. Им является фирма, находящаяся в собственности двух или более лиц. Партнеры совместно управляют деятельностью фирмы, а их доля от прибыли пропорциональна от доли в уставном капитале. Они несут общую ответственность по всем обязательствам фирмы, а степень ответственности определяется их долей и видом партнерства. От вида партнерства (полного или с ограниченной ответственностью) зависит как будут отвечать владельцы фирмы (всем имуществом либо в размере их доли в уставном капитале). В развитых странах партнерства менее распространены: в США около 7% от всех фирм являются партнерствами, а их годовой оборот лишь около 4% от ВВП. Однако средний доход на одну такую фирму почти в 4 раза выше аналогичного показателя для индивидуальных владений и достигает уровня в 166 тыс. долл. в год.
Так как партнерство организуется и управляется несколькими владельцами, отношения среди них по своей экономической сути представляют собой набор отношенческих контрактов между собственниками специфических ресурсов. Основными (формальными) проявлениями подобных отношений являются устав фирмы и учредительный договор, но неформальные соглашения имеют более существенное значение, тем более в текущей деятельности фирмы.
Так как в партнерстве состоит несколько собственников, каждый может реализовывать свои права собственности, входящие в пучок правомочий, однако нужно отметить, что подобного рода действия должны согласовываться с другими членами партнерства. Все эти действия порождают увеличения внутрифирменных трансакционных издержек.
Главными преимуществами такой формы организации бизнеса как партнерство является:
Основными недостатками партнерства являются:
Более сложную структуру организации и механизмы координации хозяйственной деятельности имеет корпорация. В США корпорациями являются лишь 19% фирм, но их доля в общем годовом обороте довольно значительна – 89%. Корпорации также лидируют и в значении среднего годового дохода на фирму – около 2,1 млн. долларов, по сравнению с теми же партнерствами и индивидуальными фирмами. Однако не следует корпорацию всегда воспринимать как крупную фирму. Существует множество примеров корпораций с менее значительными показателями.
Экономическая сущность корпорации и ее структура организации многогранна и сложна; не зря данными проблемами занимается отдельно существующая наука – теория организаций. Работы О. Уильямсона в рамках неоинституциональной теории трансакционных издержек внесла значительный вклад в изучение проблем организации контрактных отношений внутри корпорации.
Владельцами корпораций, в отличие от индивидуальных фирм и партнерств, могут быть десятки и сотни, а иногда и тысячи участников. Уставный капитал корпорации делится поровну на всех участников. Каждому принадлежит определенная доля уставного капитала – акций, которые, в свою очередь, дают право их владельцу на долю прибыли пропорционально доле участия.
Доход начисляемый на одну единицу акции называется дивидендом. Размер прибыли, которая пойдет на выплаты участникам по итогам годовой деятельности, определяется собранием акционеров. Все владельцы акций имеют право голоса на собрании, где вес данного голоса зависит от количества акций.
Основные преимущества корпорации следующие:
Основные недостатки корпорации следующие:
Формы организации предпринимательства различаются в зависимости от того, действует ли предприниматель индивидуально или в кооперации с другими предпринимателями; использует ли для бизнеса собственное имущество или привлекает имущество со стороны; использует только личный труд или привлекает наемную рабочую силу.
Производственно-хозяйственная единица, организованная в установленном действующим законодательством порядке для осуществления производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, называется предприятием. Предприятие рассматривается как фирма или компания, если к технической его стороне прибавляются юридические и финансовые признаки. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на определенных видах деятельности, и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.