Модель доминирующей фирмы

Модель доминирующей фирмы или олигополия доминирующей фирмы (Dominant-firm oligopoly) – это такая организация рынка, при которой господствует одна крупная фирма, установленные цены которой являются базовыми для всех других предприятий, действующих на рынке.

Модель доминирующей фирмы

Отраслевая кривая спроса DD и кривая спроса доминирующей фирмы dd не совпадают. Спрос на продукцию фирмы более эластичен, чем отраслевой спрос в целом, и, следовательно, кривая спроса фирмы будет более пологой. Это означает, что по мере увеличения предложения доминирующей фирмой своей продукции мелкие, конкурирующие между собой предприятия будут вытесняться с рынка.

Если бы в отрасли существовала только доминирующая фирма, то цена могла бы быть равна Рm, точка В на отраслевой кривой спроса. Объем производства доминирующей фирмы равен Q1 или отрезку GA при условии равенства предельных издержек предельному доходу. При наличии конкурентного дополнения на рынке, доля его составит объем, представленный линией АС или Q2.

Таким образом, общий объем производства в отрасли, где доминирует одна крупная фирма составит GC при цене Рd. Это эффективнее, чем в точке В, но менее эффективно, чем в точке F, показывающей идеальный случай ценообразования у доминирующей фирмы, когда цена равна предельным издержкам. В этом случае цена ниже, чем в точках В и С, а объем выше.

Вариантом олигополии доминирующей фирмы является ценовое лидерство, когда крупная фирма выполняет как бы сигнальную роль при формировании цены для всех остальных, исключая тем самым необходимость скрытого сговора.

Похожие статьи

Все без исключения постиндустриальные страны и новые индустриальные страны - страны с рыночной экономикой. При однотипности общих признаков они имеют свои особенности, обусловленные национальными, культурными традициями, историческими условиями формирования рыночной экономики.

В одних странах капитализм возник в результате сравнительно плавной эволюции (Англия), в других - в результате бурных революционных преобразований (Франция), в третьи страны он был привнесен извне вместе с эмигрантами (США, Австралия, ЮАР). В одних странах капитализм развивался скорее "снизу", в других он насаждался сверху (Германия). Весьма своеобразно формировался капитализм на Востоке: в Японии, Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и др. Все это предопределило "национальные" модели рынка.

05 ноября
Кейнсианская модель национального объема производства (Keynesian model of output determination) – это модель поведения экономики в условиях, когда основной компонент затрат на производство – заработная плата – абсолютно жестка по отношению к сокращению, а совокупный спрос настолько неэластичен, что снижение цен на конечную продукцию не приводит к увеличению планируемых расходов, и экономика, таким образом, не может самостоятельно выйти из состояния рецессии продолжительной безработицы.
05 ноября

Акселерационистская модель инфляции (Accelerationist model of inflation) – это теория, рассматривающая влияние движения уровня инфляции на реальный национальный продукт и безработицу.

В отличие от модели совокупного спроса и предложения акселерационистская модель рассматривает не только само изменение общего уровня цен, но и скорость данного изменения. Основополагающим в модели является предположение, что экономика ведет себя не одинаково в периоды, когда инфляция ускоряется или замедляется и тогда, когда рост цен стабильный.

25 октября