Теория мотивации в менеджменте

Мотивация (Motivation) — это процесс побуждения самого себя и других к деятельности через формирование различных мотивов поведения.

Взаимосвязи мотивации

Мотивом является побудительная причина, которая дает повод к активной, производительной, творческой и плодотворной работе. Формируется путем воздействия менеджмента на работника через его реальные цели, потребности, интересы, систему ценностей, жизненные установки и ожидания.

Мотивация возникает в случае наличия неудовлетворенных потребностей.

На схеме представлена связь мотивации с потребностями, действием и удовлетворением.

Взаимосвязи мотивации

В системе побудительных мотивов различных категорий работников есть своя специфика. Например, специфическими мотивами поведения специалистов считаются: ориентация на профессиональный рост, накопление знаний. Менеджеры ориентированы на должностной рост, на поддержку имиджа, самоутверждение. И в целом менеджмент исходит из того, что, по высказыванию немецкого специалиста Э. Цандера, "наемные рабочие стали сознательнее и влиятельнее", вырос их интеллект, а вместе с этим усложнились их потребности (как известно, мотивация может основываться на стремлении к удовлетворению простых потребностей: в пище, жилище, безопасности; и более высоких: самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление).

Принципы мотивации

Современный менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления: принцип "гуманизации производственных отношений", предполагающий сплочение работников всех уровней в целях процветания фирмы; принцип "делового партнерства", требующий учета индивидуального потенциала каждого работника; принцип "экономического децентрализма", согласно которому каждое звено фирмы представляет собой самостоятельную административно-хозяйственную единицу.

Основные принципы мотивации

Эти принципы реализуются через социально-экономическую политику фирмы, основными направлениями которой являются:

  • политика доходов, осуществляемая на основе коллективных договоров работников и предпринимателей, поощрительных систем оплаты труда, формирования малых групп ("автономных рабочих бригад", "целевых групп" и проч.) как главного условия мотивации коллективных усилий;
  • политика в отношении сотрудничества с профсоюзами и другими объединениями рабочих, обеспечения внутрифирменных коммуникаций на основе обратных связей и индивидуального подхода; 
  • политика социального обеспечения работников, проводимая через развитие системы пенсионных и страховых фондов; 
  • политика обеспечения стабильной занятости через развитие в работнике чувства единения с фирмой, через совершенствование системы переобучения, гарантии занятости и проч. (существуют так называемые "системы пожизненного найма"); 
  • политика разработки и реализации социально-экономических программ. 
Коммуникационное посредничество между менеджером и "синими воротничками" выполняет специалист по связям с общественностью - "паблик рилейшнз".
Похожие статьи

Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.

В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.

13 ноября

Делегирование (Delegation) – это передача части какой-либо определенной работы подчиненным.

Делегирование приносит положительные результаты при наличиии взвешенного сочетания ответственности, полномочности и подотчетности в отношении передаваемой работы со стороны подчиненного. Делегирование ответственности подчиненному означает, что он ответственен за разрешение определенной проблемы.

13 ноября

Вертикальная координация (Vertical coordination) – это метод координации работ подразделений организации, основанный на указаниях, направляемых по командной цепочке.

При вертикальной координации работ, менеджер координирует работу своих подчиненных и, в то же время, его работа координируется с работой параллельных подразделений его начальником. Таким образом, чем выше звено управления, тем более широкую картину оно видит.

13 ноября