Теория менеджмента

Определение менеджмента (Management) – это профессиональная деятельность квалифицированных менеджеров, которая осуществляется в целях достижения максимально положительных результатов в хозяйственной деятельности фирмы путем рационального использования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Схема менеджмента

Организация процесса менеджмента

Процесс, который состоит из таких этапов как планирования, организации, руководства и контроля. Подобное разделение менеджмента на этапы впервые было предложено Генри Файолем в 1914 г. Он разделил менеджмент на пять основных стадий: планирование, организация, командование, координация и контроль. Сегодня командование и координация соединены в одну стадию — руководство.

Организация процесса менеджмента

  • Планирование (Planning) – это постановка целей с дальнейшим определением путей их достижения. Планирование необходимо на разных уровнях организации и может быть как краткосрочным, так и долгосрочным.
  • Организация (Organizing) – это распределение всех работ среди отдельных лиц или групп, а также строгая координация их действий. Хорошо, управляемые предприятия имеют простые структуры. Необходимо избегать как жестких усложненных, так и слишком автономных структур, стремясь объединить наиболее максимальное раскрытие талантов и способностей при автономной организации с комплексностью.
  • Руководство (Leading) – это создание необходимых условий и желания у работников для совместной плодотворной работы по достижению целей предприятия. Одной из задач хорошего руководства является направление мотивации каждого служащего на цели компании. Другим важным аспектом руководства является обращение внимания на хорошую работу отдельных лиц и групп на всех уровнях компании. Людям нравится быть членом команды и при этом знать, что хорошая и плодотворная работа будет замечена и обязательно оценена. Как лидеры, менеджеры всегда должны быть заинтересованы в карьере своих подчиненных. Хорошие менеджеры часто доверяют свой успех менторам — наставникам.
  • Контроль (Controlling) – это проверка того, что предприятие движется к своим целям, а также принятие корректирующих мероприятий в том случае, если предприятие движется неуверенно.

Цикл процесса контроля

Формально процесс контроля может быть представлен в виде цикла, состоящий из трех главных частей:

  1. Установление четких и ясных стандартов деятельности фирмы.
  2. Определение соответствия реальной деятельности фирмы установленным стандартам.
  3. Определение проблем в случае, если реальная деятельность фирмы не соответствует принятым стандартам.

Кроме того, необходимо помнить о том, что определенные стандарты, устанавливаемые для контроля, должны быть увязаны с целями организации. Хорошая информационная система является основой эффективного контроля. Компьютеры позволяют получать необходимую информацию, но с их помощью нельзя разрешить все проблемы.

Необходимость менеджмента

Необходимость менеджмента заключается в необходимости постановки организационных целей и определении путей их выполнения, координации всех ресурсов, необходимых для выпуска продукции, организации дела, позволяющей наилучшим образом раскрыться возможностям людей, корректировки действий там, где в этом существует необходимость. Таким образом, задача менеджера заключается в том, чтобы видеть и знать, как выполняются поставленные задачи.

Основные системы качества менеджмента

Характерные черты, отличающие менеджмент высшего качества от просто хорошего (по мнению бизнес-гуру Тома Питерса и Роберта Уотермена):

  1. Приверженность действию.
  2. Простая структура и небольшая численность.
  3. Близость к потребителю.
  4. Ключевая роль человека в производительности.
  5. Автономность, поощряющая предпринимательство.
  6. Упор на основной вид деятельности.
  7. Обращение к тому, что они знают лучше всего.
  8. Совмещение свободы и жесткого контроля.
Похожие статьи

Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.

В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.

13 ноября

Делегирование (Delegation) – это передача части какой-либо определенной работы подчиненным.

Делегирование приносит положительные результаты при наличиии взвешенного сочетания ответственности, полномочности и подотчетности в отношении передаваемой работы со стороны подчиненного. Делегирование ответственности подчиненному означает, что он ответственен за разрешение определенной проблемы.

13 ноября