Теория рациональных ожиданий

Гипотеза рациональных ожиданий (Rational-expectations hypothesis) – это предположение, что предприниматели и население формируют свои представления о возможных в будущем экономических событиях не только на примере текущих и прошлых событий, но также и на основе существующих предположений об использовании той или иной макроэкономической политики государства и ее возможных последствиях.

Теория рациональных ожиданий

Рассмотрим две ситуации.

Первая — это адаптационное ожидание, когда в результате экспансионистской фискальной или монетарной политики совокупный спрос возрастает, кривая совокупного спроса перемещается в положение AD1. В ответ на рост спроса цены на конечные товары и услуги будут возрастать одновременно с ростом реального национального продукта и сокращением уровня безработицы ниже естественного уровня. В точке E1 будет достигнуто краткосрочное равновесие, количество предлагаемой и спрашиваемой продукции уравняется и вслед за этим начнется рост цен на факторы производства одновременно с сокращением реального объема производства и ростом безработицы.

Это будет отражено движением краткосрочной кривой предложения из положения AS0 в положение AS1. В точке E2 цены на конечную продукцию и факторы производства выравняются и, следовательно, реальный национальный продукт будет находится на своем естественном уровне, также как и уровень безработицы. Весь этот процесс связан с адаптационными ожиданиями.

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что такой процесс возможен только в том случае, когда изменение совокупного спроса происходит неожиданно в результате каких-либо непредвиденных ситуаций. Если же движение кривой совокупного спроса осуществляется с помощью макроэкономической политики, то она не является неожиданной ни для населения, ни для предпринимателей.

По их мнению, и предприниматели, и население ожидают применения правительством какого-либо макроэкономического инструмента и будут реагировать еще до того, как совокупный спрос заставит их поднять цены вначале на конечную продукцию, а затем и на факторы производства. Вместо этого цены на факторы производства будут сразу подняты, и краткосрочная кривая предложения сразу поднимется в точку равновесия E3.

Таким образом, вместо окружного пути — через рост реального национального продукта и сокращение безработицы — экономика быстро перейдет в положение нового долгосрочного равновесия, оставаясь на своем естественном уровне. Отсюда следует,что краткосрочной кривой совокупного предложения в теории рациональных ожиданий не существует, поскольку она совпадает с долгосрочной кривой, а все мероприятия правительства по регулированию экономики изменяют только цены. Поскольку все изменения совокупного спроса ожидаемы, процесс стабилизации экономики в теорию рациональных ожиданий будет происходить даже быстрее, чем в классической теории.

Поскольку теория рациональных ожиданий совпадает в своих выводах с классической школой, ее называют также неоклассической экономикой. Тем не менее основное направление в экономике не разделяет мнение школы рациональных ожиданий о быстром изменении цен, поскольку не все цены реагируют на изменение совокупного спроса с одинаковой скоростью, например, заработная плата имеет свойство «залипать» в своем движении вниз и медленно двигается вверх, ограниченная контрактом.

Похожие статьи
Автоматическая фискальная политика (Automatic fiscal policy) – это незапланированные изменения структуры правительственных закупок и чистых налогов, которые происходят в результате перемещения экономики страны из одного макроэкономического состояния в другое при неизменном уровне ставок налогов и трансфертных программ.
24 октября
IS-LM анализ (IS-LM analysis) – это макроэкономический анализ который с помощью кривой IS позволяет сопоставить ситуацию на рынке предложения денег с ситуацией на рынке товаров и услуг. Каждая точка на кривой IS показывает сочетание реального национального продукта и ставки процента с планируемыми инвестициями, которые в свою очередь равны планируемым сбережениям. Каждая точка на кривой LM показывает сочетание реального национального продукта совместно с предложением на деньги, равного спросу на деньги и ставки процента.
24 октября
Целевое ценообразование (Target pricing) – это метод установки цен, при котором главная задача состоит в получении желаемого уровня дохода на вложенный капитал.
24 октября

Процент наценки (Markup percentage) – это сумма, на которую цена превышает издержки, выраженная в процентном отношении либо через издержки, либо через продажную цену.

Например, если розничный продавец купил у оптового торговца товар по цене 10 ден. ед., а продал по цене 15 ден. ед., то процент наценки составит по отношению к издержкам 50%, а по отношению к продажной цене — 33 1/3 %.

23 октября