Деньги (Money) – это совокупность активов, используемых при совершении сделок.
Многие экономисты не проводили различий между номинальными и реальными деньгами, между количеством денег и уровнем цен, но еще в XVIII веке Д. Юм и Дж. Вандерлинт заложили основы количественной теории денег, согласно которой ценность денег обратно пропорциональна их количеству. В XIX веке ее развил Д. Рикардо, а в XX веке - И. Фишер.
В 50-х годах эти идеи получили развитие в трудах монетаристов М. Фридмена, Дж. Стиглера, Ф. Найта и др. В отличие от этой школы, кейнсианцы последовательно отстаивают концепцию независимости уровня цен от количества денег, а деньги рассматривают как инструмент, способный стимулировать экономический рост.
Последний представитель классической школы Дж.С.Милль сравнивал деньги с машиной, значимость которой проявляется лишь тогда, когда она ломается.
Продолжая это сравнение, М. Фридмен пишет, что это в высшей степени эффективный механизм, "без которого не удалось бы достичь таких удивительных успехов в росте производства, а также уровня жизни, которые имели место быть за последние два столетия", а Дж.М.Кейнс писал, что "нет более действенного способа ниспровержения основ существующего устройства, нежели подрыв денежной системы".
Различают наличные (монеты, банкноты) и безналичные деньги (деньги на текущих счетах физических и юридических лиц в банках). К деньгам (активам) относятся не только банкноты и монеты, но и депозиты (банковские вклады), банковские сертификаты, государственные облигации и т.д.
Весь объем выпущенных денежных знаков в стране, находящихся на руках населения, у предприятий, банков, организаций в наличной и безналичной формах, есть денежная масса. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: МО, M1, M2, МЗ. Если деньги - это ликвидные активы, в отличие от таких активов, как жилые дома, промышленные здания, оборудование, то агрегаты различаются по степени ликвидности.
Агрегат МО1 - наличные деньги вне банковской системы: деньги на руках у населения и остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций.
Агрегат M1 - агрегат МО плюс депозиты до востребования (чековые) населения, предприятий и организаций в коммерческих банках в национальной валюте; средства в расчетах и остатки средств на расчетных счетах юридических лиц и граждан.
Агрегат М2 - агрегат M1 плюс срочные и сберегательные депозиты населения в коммерческих банках.
Агрегат МЗ - агрегат М2 плюс депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.
Официальные органы чаще рассчитывают и публикуют сведения об агрегатах МО и М2.
Для характеристики состояния денежной системы используются показатели: удельный вес агрегата МО в М2, снижение которого свидетельствует о замедлении темпов инфляции; уровень монетизации экономики, характеризующийся отношением агрегата М2 к объему ВВП.
Деньги выполняют три основные функции: средства обращения, опосредуя движение товаров от производителя к потребителю; меры ценности, с помощью которой измеряется ценность (стоимость) товара в данных денежных единицах (рубль, доллар, теньге, иена, динар, юань, песо, бат, бир, вон,...); средства накопления, когда деньги сберегаются, накапливаются ради тех или иных целей.
1 Агрегат "МО" на Западе известен как агрегат "С". В США выделяют также наиболее широкий агрегат "L". Электронные деньги (дебетовые, кредитные карточки) есть разновидность чековых депозитов (агрегат M1).
Движение кривой спроса на деньги (Shifts in the money demand curve) – это движение кривой спроса на деньги под воздействием причин, не связанных с изменением ставки процента, а связанных, например, с изменением уровня номинального национального дохода.
Предположим, что номинальный национальный доход возрос в два раза, либо в результате только лишь роста цен, либо только лишь роста реального национального дохода, либо того и другого вместе, с 600 млрд. ден. ед. до 1200 млрд. ден. ед. Рост дохода тесно связан со спросом на деньги. На графике это выразится в движении кривой спроса вверх и вправо в положение MD2. Таблица и график демонстрируют, как изменится спрос на деньги в зависимости от роста дохода по отношению к меняющейся ставке процента по денежным активам таким как краткосрочные казначейские векселя.
Процент наценки (Markup percentage) – это сумма, на которую цена превышает издержки, выраженная в процентном отношении либо через издержки, либо через продажную цену.
Например, если розничный продавец купил у оптового торговца товар по цене 10 ден. ед., а продал по цене 15 ден. ед., то процент наценки составит по отношению к издержкам 50%, а по отношению к продажной цене — 33 1/3 %.