Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Признаки несовершенной конкуренции:
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:
(MC = MR) < AC < P
Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести привеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др.
Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Виды рынков несовершенной конкуренции | Количество производителей | Степень дифференциации продукции | Степень контроля над ценами | Барьеры для входа на рынок |
---|---|---|---|---|
Монополистическая конкуренция | Большое количество фирм | Разнообразная продукция | Относительно небольшая | Низкие |
Олигополия | Малое количество фирм | Однообразная продукция или с незначительными различиями | Частичная | Высокие |
Монополия | Одна фирма | Однообразная продукция не имеющая субститутов | Полная | Высокие |
Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.
Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.
Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.
Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Отличительные черты монополистической конкуренции
Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.