Индекс Герфиндаля Гиршмана

Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:

H = S12 + S22 + … + Sn2

где H – индекс Герфиндаля;
S1, S2, ..., Sn – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.

Например, если продажи товара осуществляют четыре фирмы с долями на рынке в 60%, 20%, 10% и 10% соответственно, то индекс Герфиндаля будет следующий: H = 3600 + 400 + 100 + 100 = 4200.

При чистой монополии (одна фирма т.е. n = 1), индекс Герфиндаля будет следующий: H = 1002 = 10000 т.к. степень концентрации этой фирмы будет равен 100% (S1 = 100%).

При дуополии, когда на рынке действуют две фирмы (n = 2) и их рыночные доли равны (S1 = 50%, S2 = 50%), то индекс Герфиндаля будет следующий: H = 502 + 502 = 2500 + 2500 = 5000.

При совершенной конкуренции, когда на рынке действуют, например, 100 фирм (n = 100) с долями на рынке в 1% каждая (S1 = 1%, S2 = 1%, ..., S100 = 1%), то индекс Герфиндаля будет равен: H = 112 + 122 + … + 11002 = 100.

Похожие статьи
Дифференциация продукта (Product differentiation) — наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров, превращение его в несовершенный заменитель. Покупатели, приобретая такой товар по цене, аналогичной рыночной, ожидают получить какие-либо специфические потребительские свойства. Например, кто-то предпочитает джинсы фирмы «Levis», а кто-то «Lee». Дифференциация является экономическим барьером для конкуренции, и, наряду с законодательными ограничениями, они образуют барьеры для конкуренции.
19 ноября

Чистый национальный продукт (Net national product) – это сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг за определенный период, обычно это за год и выраженная в деньгах, за вычетом некоторой части инвестиций, которая была использована на замену износившегося и устаревшего оборудования.

Иными словами, чистый национальный продукт это валовой национальный продукт минус амортизационные отчисления.

12 ноября

Продолжительность безработицы (Duration of unemployment) – показатель оценивающий число недель, в течение которых человек был безработным.

Считается, что из двух зол меньшим является относительно высокий уровень безработицы при небольшой ее продолжительности. Такое положение, скорее всего, связано с интенсивным НТП и изменениями отраслевой структуры экономики, вызванной им, а также хорошо организованной работой биржи труда.

06 ноября
Три условия успеха продукта (Three keys to product success) – это три главных условия, которые необходимы для успеха любого продукта на рынке.
23 октября