Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).
Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.
Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов. Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации.
Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка - программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается. Политические трудности связаны; с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между моментом, когда принято решение о каких-либо фискальных мерах, и периодом, когда данные меры станут влиять на занятость, производство или уровень цен.
Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов. Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.
Государственные закупки (Breakeven position imperfect competition) – это покупка центральным правительством, региональными или местными органами власти товаров и услуг.
Все государственные закупки рассматриваются в национальных счетах как издержки. Как товары, так и услуги (причем услуги, которые носят характер факторов производства, например покупка рабочей силы) рассматриваются как потребляемые в самом процессе покупки. Нет возможности оценить добавленную стоимость, которую создает правительство, поскольку образование, оборона и т.п. услуги представляются населению бесплатно, а не продаются. Трансфертные платежи не включаются в расчеты ВВП по методу расходов, поскольку не являются покупками вновь произведенных конечных товаров и услуг.
Гиперинфляция (Hyperinflation) – это инфляция с очень высокими темпами роста цен (обычно считается свыше 900% в год).
Гиперинфляция возникает в результате постоянного увеличения предложения денег, появляющееся тогда, когда правительство страны чрезмерно увлекается печатанием денег, вместо того, чтобы собирать налоги, для финансирования деятельности правительства. Именно высокие государственные расходы, для покрытия которых правительство прибегает к эмиссии, являются одной из основных причин высокого темпа роста цен. Незаметно создается порочный круг, требующий все большего количества денег.
Галопирующая инфляция (Galloping inflation) – это инфляция, цены при которой ежегодно удваиваются или даже утраиваются и является нечто средним между умеренной инфляцией и гиперинфляцией.
Однозначных параметров галопирующей инфляции в практике нет. Все зависит от конкретной страны, ее уровня развития, типа экономической системы и т.д. Обычно наличие гиперинфляции признается, когда рост цен составляет 10-100% в год, встречаются и другие интервалы: 20-100%, 10-50%. Американский экономист П. Самуэльсон ограничил галопирующую инфляцию ростом цен в 200% в год.